Тюнинг-ателье, которое работает с полноразмерными пикапами класса premium off-road.
111123, Москва, шоссе Энтузиастов 56

Как понять, что с амортизатором что-то не так

20 октября 2020
Любая неработающая как следует деталь автомобиля всегда ведет не только к последствиям, связанным с безопасностью, но и скорейшему выходу из строя других деталей и узлов. Это касается и амортизаторов, которые, несмотря на несложную конструкцию, выполняют важную демпфирующую роль, поэтому подвергаются высоким нагрузкам.

Износ амортизатора неизбежен, независимо от бренда. А вот насколько быстро это случится зависит сразу от нескольких исходных данных, в том числе и от имени производителя. Следить за состоянием амортизаторов жизненно необходимо, поскольку их поломки чреваты серьезными проблемами, связанными с управляемостью автомобилем, а значит, безопасностью. Свою работоспособность амортизатор утрачивает не в один миг, а почти незаметно, поэтому, как только вы почувствовали "что-то не то", обратите внимание именно на них.

 

Основные неприятности:

 

  • Заметное снижение сцепления колеса с дорогой. Это сразу ощущается на неровных дорогах, когда колесо, наезжая на препятствие, начинает "подпрыгивать".
  • Автомобиль буквально раскачивается вверх-вниз особенно во время разгона, торможения и маневрирования. Раскачивание вызывает неприятные ощущения при долгой дороге у всех, кто находится в салоне – их просто будет укачивать. А если движение происходит в условиях темноты, это также создает дискомфорт и для встречных автомобилей, поскольку свет фар будет слепить водителей, которые едут навстречу.
  • На высоких скоростях снижается управляемость автомобилем, и водитель вынужден постоянно подруливать. На мокрой дороге при низкой скорости появляется эффект аквапланирования.
  • Увеличивается тормозной путь, даже при срабатывании системы ABS.
  • Быстрее изнашиваются шины, а также детали подвески автомобиля (сайлентблооки, втулки, пружины и т.д.).

 

В ряде случаев может быть нарушена работа таких электронных систем автомобиля, как система курсовой устойчивости (ESP) и антиблокировочная система тормозов (ABS).

проблемы с амортизатором.jpg

Самый простой тест работоспособности амортизатора

 

Полезен в случаях, когда без разборки амортизационной стойки (подвески МакФерсона) осмотреть амортизатор невозможно, поэтому можно воспользоваться следующим простым приемом.

 

Стоя рядом с колесом, необходимо сделать несколько нажатий в области крыла, двери или багажника до того момента, пока машина не перестанет опускаться. После этого отойдите и посмотрите, как кузов машины будет подниматься.


proverka_amortizatora_mashine.jpg

Если с амортизатором все в порядке, машина поднимется за один раз. Если для того, чтобы полностью восстановить высоту автомобилю необходимо несколько раз подняться и опуститься, ищите причину в амортизаторе. Он неисправен.

 

Визуальный осмотр амортизатора

 

Это то, с чего начинают работу, если подозрения пали на амортизаторы. Полезнее провести комплексный осмотр, если машина на подъемнике. При этом возможно не только оценить внешний вид корпуса амортизатора, но и штоков. Таким образом, любые следы ржавчины либо каких-то иных повреждений можно будет заметить сразу. Кроме этого, в таком положении легче оценить не только износ шин, но и характер износа, поскольку в случаях неисправных амортизаторов они изнашиваются неравномерно. Как правило, основной износ испытывают внутренняя сторона покрышки.

 

Что касается неправильного износа шин, здесь причина может быть не только в амортизаторе, поэтому дополнительная диагностика покажет более правдивую картину.

 

В случае подозрений на неправильную работу передних амортизаторов, особое внимание при осмотре необходимо уделить пружинам и верхним опорам. Пружины не должны иметь повреждений.

 

Как еще понять, что амортизатор неисправен

 

Появление металлического стука или дребезжания в момент наезда колеса на препятствие – тоже частое явление. Причем, стук достаточно слышимый, даже если водитель неопытный.  Нельзя сказать, что причина тому – только амортизатор, но проверить необходимо.

 

Поломка амортизатора может быть связана с износом уплотнителей и, как следствие, утечкой масла. Следовательно, работая на сжатие, шток не имеет необходимого сопротивления и получается пробой, звук которого вы отчетливо можете слышать.


1519721174_44411.jpg


Утечка масла легко выявляется визуально – масляные подтеки на корпусе. Но подобная разгерметизация – не единственная причина неисправностей.

 

Деформация корпуса – еще одна причина, затрудняющая полное перемещение штока по всей высоте. Проблема касается, главным образом, однотрубных амортизаторов, уязвимых к встречным ударам летящих камней, например. Однако даже если двухтрубный амортизатор будет недостаточно хорошо закреплен в корпусе стойки, под высокими нагрузками даже незначительные, но периодические его перемещения могут привести к трещинам на корпусе.

 

У любителей покататься "с ветерком" существует опасность повредить поршень штока, если пытаться на скорости заскочить в яму. "Пробой", который происходит в данном случае очень опасен для поршня, в котором при резком столкновении с дном резервуара могут повредиться клапаны и отрегулированный производителем процесс перетекания масла будет нарушен.

 

Пару слов про масло для амортизаторов

 

Его качество – показатель корректной работы амортизатора. Одной из характеристик такого масла является его вязкость. Как слишком низкая, так и слишком высокая вязкость не лучшим образом сказывается на работе амортизатора. В первом случае легко получить пробой амортизатора, а во втором высокое сопротивление (например, при низких температурах окружающей страды) не будет обеспечивать плавность демпфирования и должный комфорт.

 

Сам факт неизбежного износа амортизатора – не повод отказываться от лучшего, что предлагает рынок. В следующих публикациях мы рассмотрим некоторые технические моменты, которые используют мировые производители амортизаторов, чтобы избежать традиционных поломок, ну или хотя бы увеличить пробег, после которого амортизатор подлежит обслуживанию или замене.